- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методических и практических аспектов оценки и повышения ликвидности и платежеспособности организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013503 |
Тема: | Методических и практических аспектов оценки и повышения ликвидности и платежеспособности организации |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение 5 1 Значение анализа ликвидности и платежеспособности в системе оценки финансового здоровья организации 7 1.1 Финансовое здоровье организации 7 1.2 Понятие ликвидности и платежеспособности предприятия 12 1.3 Факторы, влияющие на уровень платежеспособности и ликвидности предприятия 18 2 Методические основы анализа ликвидности и платежеспособности организации 25 2.1 Методы анализа краткосрочной ликвидности и платежеспособности организации 25 2.2 Методы анализа стратегической ликвидности организации 30 2.3 Конверсионный финансовый цикл 35 3 Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Призма» 39 3.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 39 3.2 Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Призма» 47 3.3 Основные пути повышения ликвидности и обеспечения платежеспособности ООО «Призма» 54 Заключение 65 Список использованных источников 69 Приложения 74 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время вопросам анализа финансового состояния организаций в России начинает вновь уделяться повышенное внимание. Это связано с тяжелой финансово-экономической ситуацией, нестабильностью на денежных рынках, что ведет к снижению платежеспособности хозяйствующих субъектов и общему повышению рисков неплатежей. Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как ликвидность и платежеспособность. Актуальность темы анализа ликвидности и платежеспособности обусловлена тем, что в условиях экономической обособленности и самостоятельности хозяйствующие субъекты обязаны в любом периоде времени иметь возможность срочно погашать свои внешние обязательства, т.е. быть платежеспособными, или краткосрочные обязательства, т.е. быть ликвидными. Анализируя текущее финансовое положение хозяйствующего субъекта с целью вложения в него инвестиций необходимо знание показателей платежеспособности и ликвидности. На современном этапе возникла необходимость более жесткого контроля за уровнем платежеспособности и ликвидности с целью своевременного принятия эффективных мер для их укрепления. Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы оценки платежеспособности и ликвидности и путей их укрепления определили выбор темы, цели и задач исследования. Цель работы – провести анализ методических и практических аспектов оценки и повышения ликвидности и платежеспособности организации. Задачи работы: 1) изучить место и роль анализа ликвидности и платежеспособности в системе оценки финансового здоровья организации; 2) систематизировать факторы, влияющие на уровень платежеспособности и ликвидности; 3) провести анализ методических основ анализа ликвидности и платежеспособности организации; 4) провести практические расчеты по оценке ликвидности и платежеспособности ООО «Призма»; 5) выработать рекомендации по направления повышения ликвидности и платежеспособности ООО «Призма». Объект исследования – ликвидность и платежеспособность как элемент, характеризующий финансовое здоровье организации. Предмет исследования – методы оценки и повышения ликвидности и платежеспособности Информационной базой исследования послужили материалы отечественных и зарубежных ученых в области обеспечение ликвидности и повышение платежеспособности предприятия, таких как М. И. Баканов, В. И. Бариленко, Н. П. Любушкин, В. В. Ковалев, А. Д. Шеремет и др. В качестве эмпирической базы исследования использовалась информация оперативного, статистического и бухгалтерского учета, данные финансовой отчетности исследуемого предприятия за 2015–2017 годы. Методы исследования: опрос, наблюдение, оценивание, методы теоретического поиска, осмысление, систематизация, изучение и анализ специальной литературы, статистические методы. Представленный материал состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников 1 Значение анализа ликвидности и платежеспособности в системе оценки финансового здоровья организации 1.1 Финансовое здоровье организации Финансовая успешность (или «финансовое здоровье») — это способность корпорации управлять денежными средствами [17, с.524]. Необходимо принять во внимание не только оперативное, но и стратегическое управление капиталом (выбор оптимального соотношения собственного и заемного капиталов, определение дивидендной политики, чтобы удовлетворить интересы разных групп собственников и при этом не потерять возможности роста, и т. д.). К финансовой успешности корпорации проявляют интерес различные группы: менеджеры компании (прежде всего генеральный и финансовый директора), работа которых оценивается с учетом достижения или недостижения основных финансовых показателей, собственники, а также кредиторы и инвесторы. Каждая из данных групп проводит собственный финансовый анализ (с учетом располагаемой информации и целей взаимодействия с корпорацией). В общем случае финансовый анализ должен: – дать представление о том, каково текущее финансовое здоровье компании: устраивают ли собственников и других заинтересованных лиц (стейкхолдеров) рост капитала и бизнеса, рост прибыли, генерируемый денежный поток; – помочь выявить проблемные зоны в работе компании («слабые звенья» в процессах генерирования денежных потоков, привлечения денег, их распределения, инвестирования) и те финансовые рассогласования, которые мешают достижению целей владельцев капитала и других заинтересованных лиц; – показать, как будет выглядеть компания (финансовые метрики: прибыль, денежный поток, рыночная стоимость) и какими будут выгоды стейкхолдеров в случае реализации тех или иных управленческих решений [39, с.267]. Ответ на вопрос о финансовом здоровье компании формирует три проекции: – проекция ликвидности («жизнеспособности»), которая связанна с созданием компанией денежных потоков и возможностью расчетов по обязательствам, в том числе по требованиям собственников; – проекция текущей экономической эффективности деятельности («проекция прибыли»); – проекция сбалансированности роста бизнеса [42, с.103]. Проекция ликвидности отображает достаточность поступлений денежных средств и формирования денежных потоков для удовлетворения потребностей стейкхолдеров. Аналитик должен получить ответ на вопрос о том, способна ли компания генерировать денежные средства, а также расплачиваться вовремя по различным операционным и финансовым обязательствам. Проекция текущей эффективности позволяет соотнести текущие затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, и текущие выгоды. Насколько эффективно используются ресурсы — вот главный вопрос, однако следует различать: – эффективность в смысле результативности – способность получить намеченный результат в желаемом объеме и качестве; такая трактовка эффективности фокусируется на достижении цели, а не на ресурсах, затраченных на получение желаемого результата; – эффективность в смысле действенности – способность получать эффект (результат) от неких действий, который не всегда может быть измерен при помощи количественных показателей; – эффективность в смысле продуктивности, производительности, экономичности – отдача (эффект) на единицу затрат (примеры – производительность труда, фондоотдача, отдача на капитал); рассматриваемый результат по операционной деятельности компании трактуется как операционная эффективность [27, с.365]. Проекция сбалансированного роста диагностирует целесообразность роста бизнеса (выручки) и сбалансированность основных финансовых пропорций (рост активов, прибыли, денежных средств). Главный вопрос – целесообразен ли рост, не создает ли рост бизнеса (выручки) диспропорций (не порождает ли он дефицит или избыток денежных средств, падение эффективности и т. п.). Рассмотрим подробнее элементы определения финансового здоровья организации, представленные на рисунке 1. + Рисунок 1 – Элементы определения финансового здоровья организации «Все чаще компании – среди них банки, сырьевые группы, ритейлеры – вместо громоздкого «прочное финансово-экономическое положение» говорят «здоровье». Эта метафора вполне уместна. Как многие люди кажутся внешне вполне крепкими, даже если их физические силы на исходе и вряд ли их хватит на долгие годы активной жизни, так и краткосрочная прибыльность не означает, что компания будет из года в год достигать высоких результатов» [13, с.28]. Финансовая устойчивость корпорации – это, несомненно, обязательное условие успешного функционирования и сохранения конкурентной позиции на рынке, обязательное, однако не достаточное. Значимость наблюдения и совершенствования маркетинговой успешности, взаимовыгодных отношений с персоналом нашла свое доказательство во множестве разнообразных концепций сбалансированного роста и анализа деятельности на уровне корпорации. Достаточной популярностью среди таковых обладает сбалансированная система показателей Нортона – Каплана (ССП). Главный посыл ее – ориентируясь только на финансовые показатели деятельности корпорации (динамику величины прибыли, капитала, активов), невозможно с достоверностью оценить устойчивость положения корпорации на рынке, а тем более спрогнозировать ее будущее. Анализ многолетней деятельности североамериканских и европейских компаний показывает, что традиционные финансовые индикаторы (выстроенные на базе стандартов бухгалтерского учета) часто отстают с диагностированием проблем. Аналитики чаще замечают «звоночки неблагополучия» не по финансовым показателям, а по падению качества и репутации компании на рынке, уходу компетентного персонала, разногласиям внутри руководства и собственников [39, с.319]. В основу концепции сбалансированных показателей Нортона — Каплана заложена идея о том, что оценивая успешность деятельности той или иной корпорации необходимо учитывать влияние и удовлетворенность стейкхолдеров (персонала, контрагентов и т. п.). Система утверждает, что адекватная оценка происходящего в корпорации события должна строиться на основе анализа финансовых показателей и дополняться учетом правильно подобранных нефинансовых индикаторов. Разумеется, каждая отрасль и компания, с учетом выбранной стратегии и бизнес-модели, будет иметь свои нефинансовые показатели. Достаточно распространенной ошибкой, которая наблюдалась на мировом рынке и сохраняется во множестве российских организаций – расчет финансовых и нефинансовых показателей, которые никак не связаны друг с другом. В идеале каждой корпорации необходимо выстроить систему взаимосвязанных показателей небольшого числа, изменения которых свидетельствовали бы о финансовом здоровье, а также о результативности и эффективности деятельности корпорации. Первоначально Д. Нортон и Р. Каплан позиционировали ССП как учетно–аналитическую систему, а затем развили применение ее до инструмента перевода миссии и целей компании во взаимосвязанную систему целей и задач. Система построения целей базируется на четырех основных элементах («проекциях»): финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, персонал. Система получила название сбалансированной, так как главной идеей стало сочетание, комплексный подход к учету материальных и нематериальных факторов успеха. В системе СПП финансовые показатели и цели (отдача на капитал, рост выручки) стоят во главе дерева целей компании, однако существует очень тесная взаимосвязь с целями в области маркетинга, внутренних процессов и роста организации. Базовый набор перспектив адаптируется к специфике конкретной отрасли или компании [27, с.367]. Таким образом, современное представление системы в первую очередь оперирует к выстраиванию дерева целей и показателей, характеризующих их достижение, а значит, трактуется как новый инструмент планирования деятельности компании (таблица 1) [17, с.526]. Таблица 1 – Базовый набор проекций (перспектив) в системе Нортона – Каплана Проекции (перспективы) Объекты анализа (вопросы, на которые отвечают показатели проекции) Стейкхолдеры Финансы Финансовые результаты деятельности (отдача по капиталу, маржа прибыли и т. п.). (Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам?) Инвесторы (владельцы финансового капитала) Маркетинг Показатели, диагностирующие привлекательность для контрагентов (наличие торговых марок, брендов, лояльность клиентов). (Насколько лояльны контрагенты к компании?) Контрагенты (клиенты-покупатели продукции (услуг), поставщики) Внутренние бизнес - процессы Показатели качества менеджмента. (Какие бизнес-процессы усиливают позицию компании на рынке?) Менеджмент Рост (развитие), персонал Показатели лояльности и креативности персонала Персонал Сбалансированная система показателей Нортона – Каплана широко используется на практике при оценке финансового здоровья корпораций. Массовое внедрение ССП связано с тем, что данная система позволяет упорядочить операционные процессы, определить взаимосвязи между различными уровнями управлениями и качественными показателями, которые характеризуют достижение всевозможных целей, позволяет реализовать контроль, а также корректировку оперативных задач, согласованных с общей стратегией. На сегодняшний день на рынке присутствует большой спектр моделей, автоматизирующих ССП, например SAP SEM, Microsoft Business Solutions-Axapta, QPR, Dialog Softwar. При этом следует иметь в виду, что сама стратегия в рамках ССП не выстраивается, это отдельная самостоятельная задача. Более того, изменение стратегии должно повлечь и изменение ССП. 1.2 Понятие ликвидности и платежеспособности предприятия Следует отметить, что экономический потенциал предприятия составляет не только имущественной составляющая; но также важной является его финансовая сторона. Ее задача – показать рациональность структуры оборотных активов, потому что обеспечивают текущие расчеты, достаточность денежных средств, возможность поддерживать сложившуюся или желаемую структуру источников средств и др. [9, с.158]. Если обращать внимание только на финансовую сторону, то можно сказать, что любой коммерческой организации необходимо решения двух основных задач: поддержание способности отвечать по текущим финансовым обязательствам и обеспечение долгосрочного финансирования в желаемых объемах; способности безболезненно поддерживать сложившуюся или желаемую структуру капитала. Эти задачи необходимо отразить в характеристике финансового состояния предприятия с точки зрения соответственно краткосрочной и долгосрочной перспектив. С позиции краткосрочной перспективы оценка производится с помощью показателей ликвидности и платежеспособности. Ликвидность какого-либо актива – способность его трансформации в денежные средства в ходе производственно-технологического процесса, а степень ликвидности зависит от продолжительности временного периода, в течение которого эта трансформация происходит [3, с.356]. Стоит отметить, что рассматриваемом случае мы говорим о естественной трансформации средств в процессе повторяющегося производственного цикла [5, с.217]: …?ДС?ПЗ?НП?ГП?ДЗ?ДС?…, (1) где ДС – денежные средства; ПЗ – производственные запасы; НП – незавершенное производство; ГП – готовая продукция; ДЗ – дебиторская задолженность. При этом делается предположение, которое предусматривает, что прежде чем средства, иммобилизованные в запасах, будут снова трансформированы в денежные средства, они должны последовательно пройти через незавершенное производство, готовую продукцию, дебиторскую задолженность. Это и является характеристикой ликвидности некоторого актива – он рассматривается не как товар, а как элемент цепочки [5, с.219]: Поставка сырья => Производство продукции => Продажа продукции (2) Если говорить о ликвидности баланса, то в этом случае рассматривают возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а если быть точными, то это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств [10, с.162]. Она зависит от степени по которой соответствуют величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств. Перейдем к ликвидности предприятия, это еще более обширное понятие. ведь здесь имеется ввиду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, даже если имеет место факт нарушения сроков погашения, предусмотренных контрактами. Это определение рассматривается в смысле того факта, что если процессы производства и реализации продукции идут в нормальном режиме, о денежных суммах, поступающих от покупателей в оплату полученной ими продукции, будет достаточно для расчетов с кредиторами, т.е. расчетов по текущим обязательствам [15, с.111]. Конечно наблюдаются нарушения сроков погашения означает, так как бывают нерегулярные поступления денежных средств от дебиторов, но эти деньги поступят и их будет достаточно для расчетов с кредиторами. Рассмотрим признаки ликвидности. Основной признак ликвидности – формальное превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности. В том случае когда величина оборотных активов не велика по сравнению с краткосрочными пассивами, то тогда текущее положение предприятия неустойчиво, поэтому может возникнуть ситуация, когда у него не будет необходимого количества денежных средств для расчета по своим обязательствам. Последствием этого будет нарушение естественного технологического процесса или организации будет необходимо продать часть долгосрочных активов. Уровень ликвидности предприятия оценивается с помощью специальных показателей – коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных средств и краткосрочных пассивов [41, с.25]. Самым значимым является коэффициент текущей ликвидности (отношение величины оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств). Последствием неликвидности проявляется в неспособности предприятия оплатить свои текущие обязательства, поэтому оно и продает активы, а в конечном итоге ведет к банкротству. Существует несколько коэффициентов ликвидности, которые определяются по тому, какие виды оборотных активов берутся в расчет. Платежеспособность организации – внешний признак ее финансовой устойчивости, которая обусловлена способностью предприятия выполнять свои внешние краткосрочные и долгосрочные обязательства за счет активов [3, с.362]. Платежеспособное предприятие – это предприятие, которое своевременно и в полном объеме производит расчеты по краткосрочным обязательствам. Например, расчеты с работающими на предприятии по оплате труда, расчеты с поставщиками за поставленные материалы и технические ресурсы, расчеты с банками по ссудам [21, с.97]. Платежеспособность необходимо рассчитывать на определенную дату по данным баланса, оперативного учета. В рамках экспресс-анализа платежеспособности в расчет берут статьи, характеризующие наличные деньги в кассе и на расчетных счетах в банке, как показатель совокупности наличных денежных средств, то есть имущества, имеющее абсолютную ценность, тогда как остальное имущество предприятия имеет лишь ценность относительную. Именно денежные ресурсы могут быть включены в финансово-хозяйственную деятельность в любой момент, в то время как другие виды активов могут включаться лишь через определенный период. На неплатежеспособность предприятия указывают факты хозяйственной деятельности: отсутствие денег на расчетном и других счетах в банке; наличие просроченных кредитов банку, займов; задолженность финансовым органам; нарушение сроков выплаты средств по оплате труда и др. Среди причин неплатежеспособности выделим следующие: небольшой объем заказов, недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами, нерациональная структура оборотных средств, нарушение договорных обязательств, несвоевременное поступление платежей от контрагентов, низкий коэффициент загрузки производственной мощности и др. [24, с.216]. Как часто нужно рассчитывать платежеспособность зависит от самого состояния платежеспособности предприятия. Если она устойчива, расчеты можно делать реже, если неустойчива, – как можно чаще. При анализе взаимосвязи между платежеспособностью, ликвидностью предприятия и ликвидностью баланса, следует сказать, что все они различны и равнозначны, но одно не обходится без другого. Только отметим, что ликвидность баланса является основой платежеспособности и ликвидности предприятия. Иными словами, ликвидность – это способ поддержания платежеспособности. Но, в то же время, если предприятие постоянно платежеспособно и у него хорошая репутация, то ему легче поддерживать свою ликвидность. В мировой теории и практике ликвидность трактуется как «запас» или «поток». При этом ликвидность как «запас» содержит в себе определение степени возможности предприятия выполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами в определенный момент времени путем повышения доли высоколиквидных статей активов. Ликвидность как «поток» рассмотрим с точки зрения динамики. В это входит оценка способности предприятия в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности, предотвратить ухудшение достигнутого уровня ликвидности или сохранить его за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов [28, с.255]. Каждое предприятие может самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне проведя анализ ее состояния в конкретные периоды времени и спрогнозировав показатели ликвидности для проведения в последующем обоснованной финансовой политики в области формирования собственного и заемного капиталов. Ликвидность менее динамична по сравнению с платежеспособностью. потому что по мере стабилизации производственной деятельности предприятия у него постепенно складывается определенная структура активов и источников средств, резкие изменения которой бывают нечасто. Поэтому и коэффициенты ликвидности обычно варьируют в некоторых вполне предсказуемых границах. Поэтому аналитические агентства рассчитывают и публикуют среднеотраслевые и среднегрупповые значения этих показателей для использования в межхозяйственных сравнениях и в качестве ориентиров при открытии новых направлений производственной деятельности. Оценка ликвидности и платежеспособности может быть выполнена с определенной степенью точности. В частности, в рамках экспресс-анализа платежеспособности обращают внимание на статьи, характеризующие наличные деньги в кассе и на расчетных счетах в банке. Это и понятно: они выражают совокупность наличных денежных средств, т.е. имущества, которое имеет абсолютную ценность, в отличие от любого иного имущества, имеющего ценность лишь относительную [29, с.48]. Такие ресурсы наиболее мобильны, они включаются в финансово-хозяйственную деятельность в любой момент, а другие виды активов включаются когда пройдет определенное время. Умение правильного финансового управления состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму средств, а остальную часть, которая может понадобиться для текущей оперативной деятельности, - в быстро реализуемых активах. Чем значительнее размер денежных средств на расчетном счете, то следует утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. Тогда как наличие незначительных остатков на расчетном счете это не является фактом того, что предприятие неплатежеспособно, — средства могут поступить на расчетный счет в течение ближайших дней, некоторые виды активов при необходимости легко превращаются в денежную наличность и пр. 1.3 Факторы, влияющие на уровень платежеспособности и ликвидности предприятия В сложившейся экономической обстановке в условиях преобразования системы экономических отношений происходят коренные изменения деятельности организаций, и согласно целям реформирования они должны привести к созданию хозяйствующих субъектов, обязанных обеспечить реальную финансовую устойчивость. Для этого руководству организации следует быстро реагировать на ограничения, создаваемые системой экономических отношений, маневрируя финансовыми ресурсами и производственными программами. Необходимо «выработать иммунитет» к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих воспроизводственную деятельность организации. Таким образом, финансовая деятельность любой организации представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, зависящих от многочисленных и разнообразных факторов. Устойчивое финансовое состояние организации – итог грамотного управления комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности [32, с.173]. Оценка финансовой устойчивости организации – это изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину его финансового состояния. Результаты анализа позволяют выявить уже существующие и только наметившиеся проблемы и привлечь к ним внимание руководства или собственников. Судить о финансовой устойчивости без анализа платежеспособности практически невозможно (рисунок 2) [35, с.162]. Рисунок 2 – Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия Платежеспособность предприятия подвержена влиянию факторов, которые генерируются как самим предприятием, таки внешними субъектами. Факторы, определяющие финансовое состояние организации, подразделяются на: 1) внешние факторы, которые не зависят от деятельности организации (например, действующая налоговая система; таможенная политика государства, уровень банковских процентов, цены на энергоносители и др.); 2) внутренние факторы определяют эффективность деятельности организации и являются резервами улучшения финансового состояния организации. В свою очередь они подразделяются на: – экстенсивные, связанные с привлечением дополнительных ресурсов. Например, финансовое состояние организации можно улучшить за счет привлечения дополнительных оборотных средств: например кредитов банка; – интенсивные, связанные с улучшением использования ресурсов, вследствие ускорения оборачиваемости оборотных средств, формирования финансовых результатов, повышения рентабельности продаж, организационно-технического уровня; 3) финансово-экономические факторы [6, с.279]. Внешние факторы не зависят от предприятия, в силу чего оно не может оказывать воздействие на них и должно к ним приспосабливаться. Внутренние факторы являются зависимыми и поэтому предприятия посредством влияния на эти факторы может корректировать свою платежеспособность. Факторы делятся в зависимости от их значения: – от места возникновения: внутренние и внешние; – от результата деятельности: основные и вспомогательные; – от структуры: простые и сложные; – от времени действия: постоянные и временные [7, с.221]. Внешние факторы включают в себя разные аспекты: экономические условия хозяйствования, технику и технологию, платежеспособный спрос потребителей экономическую и финансово-кредитную политику законодательной и исполнительной власти, социальную и экологическую ситуацию в обществе. К внешним факторам, влияющих на платежеспособность предприятия, составляют: импортоориентированность спроса, слабость правового режима, инфляция издержек, противоречивая государственная финансовая политика, чрезмерная налоговая нагрузка, бюджетное недофинансирование, государственное или муниципальное участие в капитале предприятия. В первую группу внешних факторов образуют организационно-управленческие, определяющие основные направления, цели и стратегию развития предприятия. Организационная структура определяется целями предприятия и должна обеспечивать непрерывность производственного процесса, влиять на характер структуры управления, эффективность которой зависит от постоянного ее совершенствования в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят: – влияние экономических условий хозяйствования; – преобладающую в обществе технику и технологию; – платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей; – налоговую кредитную политику правительства; – законодательные акты по контролю за деятельностью организации; – внешнеэкономические связи; – систему ценностей в обществе и др. [10, с.162]. Вторая группа внутренних факторов, путем воздействия на которые можно повысить платежеспособность предприятия, представлена производственными факторами, куда входят: – объем, ассортимент, структура, качество продукции; – себестоимость, обеспеченность основными оборотными средствами и уровень их использования; – наличие и степень развития инфраструктуры; – экология производства. Также к внутренним факторам, оказывающим дестабилизирующее воздействие на финансы предприятия, относят дисбаланс функционально-управленческой конфигурации, неконкурентоспособность продукции, неинтенсивный маркетинг, нерентабельность бизнеса, износ основных средств, неоптимальные долги и запасы, раздробленность уставного капитала. Внутренние факторы зависят от организации работы самого предприятия, а внешние не зависят от предприятия. Рассмотрим внутренние факторы. Очевидно, что успех или неудача предпринимательской деятельности зависит от выбора состава и структуры продукции или услуг, которые изготовляет предприятие. При этом важно не только правильно решать, что изготовлять, но и безошибочно определять, как производить, то есть использование каких технологий и каких моделей организации производства и управления. Внутренние факторы делятся на: – производственные – характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов; – внепроизводственные – связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта. Производственные факторы подразделяются на: – экстенсивные; – интенсивные. К внутренним факторам относятся: – отраслевая принадлежность организации; – структура выпускаемой продукции, её доля в общем платежеспособном спросе; – размер оплаченного уставного капитала; – величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами; – состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру [5, с. 307]. Влиять на эти факторы хозяйствующий субъект не в состоянии, он лишь может адаптироваться к их влиянию. Финансово-экономические факторы образуют третью группу факторов, направленных на повышение платежеспособности предприятия, что возможно по следующим направлениям: – постоянный финансовый анализ деятельности предприятия; – повышение его платежеспособности; – оптимизация структуры имущества и источников его формирования; – оптимизация соотношения собственных и заемных средств; – повышение прибыльности и рентабельности [14, с.185]. Платежеспособность есть результирующее состояние финансов предприятия, определяемое качеством его финансовых потоков. В российском хозяйстве существует интегрирующее влияние негативных факторов на платежеспособность предприятия, происходит трансформация влияния этих факторов в массовую неплатежеспособность компаний. В то же время текущая платежная способность предприятия воздействует на все внешнее макроэкономическое пространство, влияющее в свою очередь на каждого участника финансовых расчетов. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость. Важное значение для предприятия имеют и факторы, влияющие на формирование его ликвидности. Предприятие должно регулировать наличие ликвидных средств в пределах оптимальной потребности в них, которая для каждого конкретного предприятия зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. По мнению Д. А. Сизенко к факторам влияющим на ликвидность предприятия можно отнести следующие, представленные на рисунке 3 [33, с.52]. Рисунок 3 – Факторы, влияющие на ликвидность предприятия Влияние выше представленных факторов в разной степени отражается на ликвидности предприятия в различных условиях рынка. Составим рейтинг влияния факторов в условиях экономического кризиса в таблице 2 [34, с.97]. Таблица 2 – Рейтинг факторов, влияющих на ликвидность Место факторов в рейтинге В условиях экономического кризиса В условиях стабильности рынка 1 Выбор отрасли промышленности и производства Размер предприятия и объем его деятельности 2 Характер деятельности предприятия Выбор отрасли промышленности и производства 3 Размер предприятия и объем его деятельности Состояние дебиторской задолженности 4 Состояние запасов Инвестиции за счет будущих денежных потоков 5 Состояние дебиторской задолженности Характер деятельности предприятия 6 Условие расчетов с дебиторами Сезонность работы предприятия 7 Чрезмерные инвестиции Условие ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: